Мало кто из родителей приходит к закаливанию детей от хорошей жизни. Чаще всего это происходит как раз наоборот. Родители аллергиков, родители атопиков, хронических «простудников», деток с пороками сердца, деток, которые получают травмы одну за одной, – все приходят к закаливанию как к одному из ведущих средств по укреплению детского организма. А затем и сами втягиваются.
Тут нет никакого парадокса – закаливание, создание дополнительного физиологического стресса, для находящегося и так в постоянном стрессе детского организма - это действительно, зачастую, единственный способ стабилизировать болеющего ребенка, помочь ему справляться с внешним миром и его напастями, помочь детскому организму «взять себя в руки» и начать, наконец, полноценно работать. Парадокса тут нет. Есть несколько принципов, по которым создание дополнительных физиологических стрессов помогает справиться со стрессом хроническим – а ведь заболевание это именно хронический стресс.
Наш организм – удивительное творение и неважно, верующий вы человек или нет, если вас не устраивает концепция любого из предлагаемых божеств, вы можете относиться к себе как к чудо, которое выросло у мамы в животе. И тело вашего ребенка – это такое же чудо. И чудо это. Среди прочих и разнообразных своих способностей, хорошо тем, что у него есть так называемый феномен функциональной избыточности. Этот принцип был известен еще древним грекам, по крайней мере, в Спарте его использовали вовсю. Этот принцип подразумевает, что любой организм рождается с определённым запасом избыточности всех систем и всех органов. Любой орган никогда не столкнется в норме при таких нагрузках, которые он способен выдержать. Между прочим. Именно этот принцип и особенности печени позволяет алкоголикам пить столько лет. И вот именно эта особенность позволяет организму во время разумных стрессов мобилизоваться и начать работать в более активном режиме. В том числе, и иммунную систему.
Этот принцип неразрывно связан с другой особенностью нашего организма – так называемым свёртыванием функций за ненадобностью. Некоторые ученые считают, что чаще болеть начинают именно те дети, резервы организма которых родители не использовали после рождения, а наоборот – стали кутать в теплое одеяло, беречь от сквозняков, и так далее. То есть сберегли от запуска неких процессов, которые показывают новорожденному, что он уже совсем не в животике у мамы. У разных народов были различные традиции, связанные с активацией этих потаённых ресурсов: например, в Сибири новорожденных окунали в ледяную воду, в других регионах – оставляли детей и молодых матерей в бане, натопленной до 70 градусов.
Но для того, что бы эти два принципа работали и приносили пользу необходимо соблюдать стабильность и постоянность закаливания. Даже здорового ребёнка можно заставить заболеть. Если внезапно облить его ледяной водой. Постепенность ввода – крайне важна для болеющих детей, стабильность и постоянство процедур – даже при усилении недомогания – еще более важны.
Некоторые психологи считают, что дети начинают болеть для того, что бы привлечь родительское внимание и заставить родителей проявить своё внимание. Что ж, эта теория зачастую оправдывает себя и это ещё один плюс в закаливание часто болеющих детей. Общение с родителями – вот что даёт постоянное закаливание.
Создайте в закаливание игровую атмосферу – ведь смех, как известно, лечит. Побегайте с голеньким ребенком по квартире после обливания, побрызгайтесь водой во время утренней зарядке – подключите родительскую фантазию и творческий подход.
И помните, что какие-либо выводы можно делать только после месяца закаливания, а то и двух. Невозможно выздороветь быстро и втянуться в новый образ жизни, если вы или ваш ребёнок долго болели.